Богоявление (греч. Θεοφάνια — Феофания), более древнее название — Явление (греч. Επιφάνια — Эпифания) — один из древнейших христианских праздников (наряду с Пасхой и Пятидесятницей). До IV в. в Восточных и Западных Церквах праздники Рождества Христова и Крещения праздновались 6 января и были известны под общим названием «Богоявление». Первое упоминание о нем можно найти в «Постановлениях Апостольских», где говорится: «Богоявления праздник да празднуется, понеже в тот день бысть явление Христова Божества, свидетельствовавшу Его Отцу в крещении, и Утешителю Святому Духу, в виде голубине, показавшу предстоящим свидетельствованнаго» (кн. 5, гл. 42; кн. 8, гл. 33). В III в. происходит попытка разделить празднование Рождества и Крещения Господня, о чем упоминает святитель Климент Александрийский в своих Строматах: «Есть и такие, которые, еще любознательнее определяя не только год, но и день Рождества Спасителя нашего, говорят, что оно было в годы Августа в 25 день пахона (декабря); последователи же Василида (секта гностиков. — Прим. авт.) празднуют и день Крещения Его». Вероятно, еретики-василидиане ранее православных сделали празднование Крещения Господня самостоятельным праздником и назвали его Богоявлением. У православных же этот праздник мог быть установлен в противовес еретическому. Общецерковное раздельное празднование праздников Рождества Христова и Крещения Господня (Богоявления) относится к IV в., хотя в некоторых литературных памятниках можно встретить наименование праздника Рождества Христова Богоявлением, но уже отдельным праздником от Крещения Господня.
Комментариев нет:
Отправить комментарий